Приглашаем к сотрудничеству предпринимателей
Предлагаем в субаренду площади в действующих магазинах «ЩЕТКА».
Арендуем помещения
Арендуем помещения от 50 до 100 кв.м. спальный район 1 этаж 1-я линия, высокий пешеходный трафик в 8 крупных регионах России.

Чай "со слезой"

Опубликовано: 10.10.2018

видео Чай

Горячий чай под закат вечерней осени

Если кто внимательно прочитает один из древнейших "чайных" документов в истории - "Ча Цзин", написанный Лу Юйем (которого ныне почитают как одно из божеств чая), то найдет там один крайне удивительный фрагмент. Я, например, был поражен, когда на него наткнулся:


Мальчик, Мы домой летим ! Водочки нам принеси

"Когда пузырьки в кипящей воде подобны рыбьим глазам и есть тихий звук — это первое кипение. Когда по краям вода кипит подобно бьющим родникам в виде связок жемчуга — это второе кипение. Когда вода кипит как бурлящие волны, а звук подобен бьющимся валам — это третье кипение.


у вас все дома

Достигнув вершины кипения, вода становится старой, ее уже нельзя пить. Когда вода начинает кипеть, то воду в соответствии с ее количеством доводят до совершенства с помощью вкуса соли... Если не положить соли, то чай выйдет пресным, и не будет ли тогда вкус напитка в чашке однообразным?"

Да, именно так: во времена Лу Юя чай варили с... солью! И не в стеклянных чайниках, а в бронзовых котлах - такая была дивная эпоха. Значит ли это, что соль в чае - необходимый атрибут?

На этот вопрос я вам прямо не отвечу. Скажу лишь, что такой была традиция и что чайный мастер должен попробовать все возможные способы, чтобы постичь мудрость чайного эликсира. Хотя лично у меня, например, рука не поднимается добавить соль в улун или зеленый чай - мне до сих пор это кажется кощунством. Зато я добавлял соль в пуэр - вкус необычный, попробуйте сами.

Тем не менее, и сегодня многие придерживаются традиции приготовления чая с солью. Самые известные из таких чаев – тибетский и калмыцкий. Но на деле их гораздо больше.

Тибетский чайный напиток «часуйма» готовится из собственно чая (прессованного зеленого шен-пуэра, который издревле поставлялся из китайской провинции Юннань), молока и масла яка и, разумеется, соли. В процессе его приготовления разломанный кирпич пуэра кладется в молоко яка и вываривается в течение 2-3 часов. После этого его переливают в особый сосуд, похожий на высокую узкую ступу и взбивают, добавляя масло яка и соль. Напиток получается высококалорийным, очень энергетическим – одна-две чашки способны утолить голод на несколько часов.

Увы, знакомых тибетцев у меня нет, поэтому меня этим напитком не угощали. Но я пробовал приготовить его в домашних условиях, вываривая шен-пуэр в жирном коровьем молоке, с маслом коровы и небольшим количеством морской соли. Честно скажу: с непривычки в первый раз от одной чашки напитка я получил такой заряд бодрости, что не спал два дня. Вкус у него вполне сносный, к нему можно привыкнуть и в ситуации, когда нужно срочно худеть, такой чай в самый раз ))

Похожим образом готовят чай и уйгуры. Напиток, который они готовят, называется «эткеншай». Для его приготовления нужно сделать крепкую заварку байхового чая, в который следует влить жирное молоко коровы, положить соль и полученный раствор вскипятить. Опять же, я пробовал сделать такое дома – и эткеншай мне понравился больше, чем часуйма!

В Таджикистане и Узбекистане тоже готовят нечто похожее. Но там это уже не просто напиток, а самостоятельно блюдо – «ширчой» . Для него берут немного черного чая, варят его минут пять в небольшом количестве воды, затем заливают литром молока, всыпают соль, доводят смесь до кипения, после чего переливают в специальную чашу. И уже в чаше приправляют его овечьим жиром, перцем и лепешками, разломанными на небольшие кусочки. С калориями таким чаем не поборешься, но как завтрак вполне сойдет.

Разумеется, нельзя забывать и о калмыцком чае, который, скорее всего, произошел из часуймы путем модификаций. Для его приготовления вновь надо взять кирпич зеленого пуэра и вываривать его в коровьем молоке до тех пор, пока не выпарится одна треть воды. Затем в него кладут соль и масло. Правда, масло – это скорее «для слабаков», ведь настоящие кочевники используют для чая бараний жир и измельченный бараний мозг, но нам, горожанам, и масло сойдет )).

По желанию, в горячий напиток можно кинуть и целебных трав, а потом – и это самое главное – следует настаивать чай в течение всей ночи. А когда попробуешь такое, невольно пожалеешь японцев – куда им, придумавшим всего лишь заливать свежезаваренным зеленым чаем рис, до таких «изысков»…

К счастью, Лу Юй, кажется, при жизни таких рецептов не слышал. И это замечательно – ведь в противном случае не видать нам сегодня хорошего чая  J

Юрий Хващевский

© Авторские права принадлежат «Щетка». обмен ссылками
Дизайн сайта: «Щетка»
rss