Приглашаем к сотрудничеству предпринимателей
Предлагаем в субаренду площади в действующих магазинах «ЩЕТКА».
Арендуем помещения
Арендуем помещения от 50 до 100 кв.м. спальный район 1 этаж 1-я линия, высокий пешеходный трафик в 8 крупных регионах России.

Май 68-го: Запрещать запрещено | Швейцарские новости на русском языке

Опубликовано: 13.10.2018

видео Май 68-го: Запрещать запрещено | Швейцарские новости на русском языке

День Европы в Татабанье

50 лет назад в Париже начались студенческие демонстрации, которые вылились во всеобщую французскую забастовку, привели к отставке Шарля де Голля, распространились по всей Европе, перекинулись через океан и достигли США. 68-й год перевернул общественное устройство, стал вехой в борьбе за гражданские права и переломным моментом в феминистском движении. А самое главное – после протестов изменилось отношение людей к себе, друг к другу, политикам, войнам, семье, учебе, карьере и, конечно, внешнему виду.



1968 год положил конец буржуазному стилю «bon chic, bon genre». Нитки жемчуга, коктейльные платья с пышными юбками, шляпки, аккуратно уложенные волосы, шелковые платки-карре, помада в тон лака для ногтей, лодочки под цвет сумочки, перчатки и ремешок одного оттенка и прочие символы старой элегантности были отринуты и признаны устаревшими. Женщины-цветы, какими их видел Кристиан Диор, уступили место амазонкам в металлических платьях-сетках от Пако Рабанна. Чтобы понять, насколько изменились представления о красоте в конце 60-х годов, достаточно сравнить фотографии див двух разных эпох – утонченной и невыносимо правильной Грейс Келли и свободной, сексуальной, всегда немного растрепанной и плевавшей на общественное мнение Джейн Биркин.


КРАСНЫЙ МАЙ 1968 // Парижские баррикады

Главным лозунгом бунтующих студентов было выражение «Под брусчаткой мостовой – пляж», а оружием – булыжники, цветы и … голые ноги. Хотя мини-юбку придумали на несколько лет раньше, женщины отвоевали право показывать ноги именно в 1968 году. За звание создателя культового предметы одежды борются дизайнеры Мэри Куант и Андре Курреж, но кто из них был первым, не так уж и важно. Важнее то, что короткие юбки стали символом права женщин распоряжаться своим телом и носить то, что им хочется. Правда, за эту крохотную полоску ткани вокруг бедер им пришлось побороться.


Первомай: профсоюзы против Макрона

Показательная история развернулась в швейцарской глуши. Осенью 1968 года в коммуну Бальдинген с населением в несколько сотен человек приехала 21-летняя Роземари Брандес и устроилась работать официанткой в местном кафе. Из Цюриха, где только что отгремели молодежные протесты (более известные как «Globuskrawall»), молодая девушка привезла с собой дух свободы и мини-юбку. На диковинный предмет одежды каждый вечер собиралась посмотреть вся деревня – от посетителей не было отбоя.

Однако, блюстители нравственности пришли в ужас. Главу муниципалитета Бальдингена настолько возмутили голые ноги девушки, что он написал хозяевам кафе письмо, в котором отметил, что официантка одета «непристойно и аморально», и даже пригрозил закрыть трактир. По его мнению, приличная женщина должна носить юбки длиной 10 см ниже колена, а мини-юбка переходит границу толерантности. Читая постановление муниципалитета, можно подумать, что речь идет о заседании советского профкома. Скандал с мини-юбкой освещался на первых полосах всех швейцарских газет. Многие читатели встали на сторону девушки и даже прислали в качестве шутки мэру Бальдингена сантиметровую ленту, на которой засечками была отмечена допустимая длина юбки. К слову, Роземари в этом противостоянии все-таки победила.

Кроме мини недовольство людей старой закалки вызывали и брюки. В 1966 году Ив Сен-Лоран придумал женский смокинг, в котором, представьте себе, могли не пустить в ресторан. После майских погромов, конечно, уже и речи быть не могло о том, чтобы запретить женщинам носить брюки, а джинсы стали униформой молодежи по всему миру.

68-й год принес свободу не только женщинам, но и мужчинам – их избавили от необходимости делать вид, что каждый мужчина мечтает отправиться воевать. Эти молодые люди, выросшие в сытое послевоенное время, отказывались убивать и выступали против войны во Вьетнаме. Они не стриглись под машинку и не носили форму по уставу. Они отпускали волосы и бороды, надевали венки из цветов, но не каски, носили цветастые рубашки и расклешенные брюки, отправлялись не на поле боя, а на музыкальный фестиваль, перебросив через плечо гитару вместо винтовки.

Любопытно, что протестная молодежь по своему духу была очень близка к природе. Не зря они называли себя «детьми цветов». В какой-то степени благодаря им, возникла мода на все натуральное и естественное – хлопковые ткани, плетеные корзинки, простые фасоны, распущенные волосы. Аксессуары они тоже предпочитали из теплых природных материалов и вместо холодного золота и бриллиантов украшали себя кожаными браслетами, деревянными бусами, костяными кольцами и вязаными «фенечками».

Поскольку новое поколение не могло найти подходящих духовных ориентиров на Западе, оно обратило свои взгляды на Восток. Поездки в Индию, йога, медитации, разговоры с гуру, поиски себя – популярность всего этого началась 50 лет назад. С Востока приходили не только новые идеи, но и предметы одежды. Следующее десятилетие прошло под знаком этнического стиля: в моду вошли шаровары, расписные туники, народные рубахи и туфли-бабуши.

В целом, 1968 год во многом определил то, как мы сейчас одеваемся и выглядим. Мужчин с цветами в длинных волосах стоит поблагодарить хотя бы за то, что они показали, что не хотеть воевать – это не стыдно. Отказываться убивать – это нормально. А свободолюбивым женщинам, таким как Роземари Брандес, мы должны сказать спасибо за то, что сегодня никому не взбредет в голову оценивать степень нравственности женщины по длине ее юбки. Кто знает, если бы не «красный май», то, возможно, женщинам пришлось бы до сих пор слушать моралистов и опасаться того, что какой-то ханжа бросится измерять длину подола.

© Авторские права принадлежат «Щетка». обмен ссылками
Дизайн сайта: «Щетка»
rss